Квалификационные требования

 

В целях реализации пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства РФ –полномочного представителя Президента РФ в СКФО А.Г. Хлопонина от 26.03.2014 г. № АХ-П17-1998 об обеспечении выполнения комплексных мер на 2014-2015 годы, направленных на совершенствование кадровой политики в СКФО и для расширения использования на государственной гражданской службе современных кадровых технологий и определения профессионального уровня, необходимого государственному гражданскому служащему ГУ «Ингушавтодор» для исполнения должностных обязанностей утверждены квалификационные требования к должностям гражданской службы, заключающиеся во внедрении на гражданской службе, трехуровневой системы квалификационных требований к должностям гражданской службы, включающей:

— базовые квалификационные требования;

— функциональные квалификационные требования;

— специальные квалификационные требования.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

 

ГУ «ИНГУШАВТОДОР»

  1. Общие положения

Система квалификационных требований включает следующие уровни квалификационных требований:

 

I уровень – Базовые требования:

Общие требования, необходимые для замещения должностей

государственной службы; распространяются на всех государственных служащих

 

II уровень – Функциональные требования:

Требования, учитывающие специфику конкретных направлений

профессиональной деятельности; распространяются на

направления профессиональной деятельности

 

III уровень – Специальные требования:

Требования, учитывающие специфику конкретной должности;

распространяются на должности различных уровней по

направлениям профессиональной деятельности

Базовые и функциональные квалификационные требования устанавливаются по группам и категориям должностей гражданской службы.

Специальные квалификационные требования устанавливаются по должностям гражданской службы.

  1. Базовые квалификационные требования к должностям гражданской службы ГУ «Ингушавтодор»

Базовые квалификационные требования к должностям гражданской службы определяют общий уровень квалификации для замещения должностей гражданской службы. Базовые квалификационные требования включают:

2.1. Требования к уровню образования:

Категория и группа должностей гражданской службы Уровень профессионального образования
·               Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы; высшее образование – специалитет, магистратура.
·               категория «специалисты» старшей групп должностей; высшее образование – бакалавриат.
·               категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей. среднее профессиональное образование.

2.2. Требования к стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, в том числе стажу гражданской службы (стажу государственной службы иных видов, стажу муниципальной службы, продолжительности периодов замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей) (далее — опыт (стаж) работы (службы)) для замещения:

а) высших должностей государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

б) главных должностей государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

в) ведущих должностей государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

2.3. Требования к знаниям и навыкам, необходимым для замещения должностей гражданской службы, независимо от направления деятельности государственного органа и вне зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы включают:

2.3.1. требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка):

— правильное употребление грамматических и лексических средств русского языка при подготовке документов;

-умение использовать при подготовке документов и служебной переписке деловой стиль письма;

— умение использовать разнообразные языковые средства и тактики речевого общения для реализации различных целей;

— свободное владение, использование словарного запаса, необходимого для осуществления профессиональной служебной деятельности;

— умение правильно интерпретировать тексты, относящиеся к социально-экономической и правовой сферам.

2.3.2. требования к знаниям и навыкам в области документооборота и делопроизводства:

— Основы работы с документом

— Основные положения унифицированной системы организационно-распорядительной документации: понятие документа, реквизиты, виды, функции, правила их составления и оформления;

-Документы постоянного и временного хранения, обеспечение сохранности документов, передача дел в архив.

-Основные положения Единой государственной системы делопроизводства.

— Порядок приема, первичной обработки и отправки, регистрации документов;

-Правила ведения учета документов, составления номенклатур и формирование дел;

-Организация контроля за исполнением документов.

-Общие принципы и регламенты межведомственного документооборота.

 

2.3.3. Требования к знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий

 

— Общие знания информационных технологий и применения персонального компьютера (далее – ПК):

знание составляющих ПК, включая аппаратное и программное обеспечение, устройства хранения данных;

общие знания современных коммуникаций, сетевых приложений, программного обеспечения;

знания основ обеспечения охраны здоровья во время работы с ПК, вопросов безопасности и защиты данных.

— Знания и навыки владения ПК:

знание основных команд для работы с ПК;

знание основных принципов работы с рабочим столом;

знание принципов организации файловой структуры;

навыки создания, перемещения и удаления файлов;

навыки печати электронных документов.

— Знания и навыки работы с офисными программами Microsoft Office:

навыки по форматированию текстовых документов, включая написание, используя основные опции, копирование, вставку и удаление текста, а также навыки работы с таблицами и картинками в программе Microsoft Office Word;

навыки по подготовке презентаций в программе Microsoft Power Point;

создание, отсылка, получение электронных сообщений, написание ответов, пересылка ранее полученных сообщений, работа с вложениями в программе Microsoft Office Outlооk.

— Знания и навыки работы с информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» (далее – сеть «Интернет»):

понимание основных принципов функционирования сети «Интернет», принципов защиты информации;

использование поисковых систем сети «Интернет» для работы с ресурсами сети «Интернет» и получения необходимой информации.

2.3.4.Требования к правовым знаниям, включая Конституцию Российской Федерации, законодательство о гражданской службе, законодательство о противодействии коррупции (устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы).

Знания Уровень требований
Категория «обеспечивающие специалисты» Категории «руководители», «специалисты»
ОСНОВЫ ПРАВА
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Основы конституционного строя Российской Федерации
Принципы конституционного строя Российской Федерации, территориальное устройство, многонациональный народ как носитель суверенитета и единственный источник государственной власти в Российской Федерации, порядок осуществления народом власти в Российской Федерации    
Сущность и принципы федеративного устройства Российской Федерации    
Правовой статус гражданина Российской Федерации    
Структура и функции органов государственной власти в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации    
Конституционный принцип разделения власти в Российской Федерации    
Российская Федерация как светское государство    
Российская Федерация как социальное государство    
Виды и защита форм собственности в Российской Федерации    
Отношение местного самоуправления в Российской Федерации к системе государственных органов    
Сущность и гарантии идеологического и политического многообразия    
Юридический статус Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, международных договоров и соглашений    
Роль официального опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации в законотворческом процессе    
2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Виды прав, свобод и обязанностей граждан. Принципы установления и пользования правами и свободами.    
Случаи ограничения прав и свобод гражданина    
Обязанности граждан Российской Федерации (уплата налогов и сборов, охрана природы, защита Отечества и воинская обязанность)    
Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, предоставление политического убежища    
Возможность установления смертной казни в Российской Федерации    
3. Федеративное устройство Российской Федерации
Виды субъектов Российской Федерации    
Государственный язык Российской Федерации, государственные языки субъектов Российской Федерации, право на сохранение родного языка    
Нормативный правовой акт, которым устанавливается описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации, столица Российской Федерации    
Система исполнительной власти в Российской Федерации    
Денежная единица Российской Федерации    
Вопросы, по которым принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, порядок принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов    
Участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях    
4. Президент Российской Федерации
Конституционный статус Президента Российской Федерации    
Порядок избрания Президента Российской Федерации    
Нормативные правовые акты, издаваемые Президентом Российской Федерации    
Основные функции и полномочия Президента Российской Федерации    
5. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации
Конституционный статус Федерального Собрания, палаты Федерального Собрания    
Орган власти, который вправе принять решение о роспуске Государственной Думы    
Структура, порядок формирования и принципы организации заседаний Государственной Думы и Совета Федерации    
Предметы ведения Государственной Думы    
Предметы ведения Совета Федерации    
Источники законодательной инициативы, порядок законопроектной деятельности    
6. Правительство Российской Федерации
Состав Правительства Российской Федерации    
Орган власти, принимающий решение об отставке Правительства Российской Федерации (кроме Правительства Российской Федерации)    
Орган власти, который вправе выразить недоверие Правительству Российской Федерации    
Орган власти, который вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации    
Случай сложения полномочий Правительством Российской Федерации полномочий    
Функции и полномочия Правительства Российской Федерации    
Нормативные правовые акты, издаваемые Правительство Российской Федерации    
7. Судебная власть
Виды судопроизводства в Российской Федерации    
Конституционный статус судьи Российской Федерации    
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации    
Полномочия Верховного Суда Российской Федерации    
Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации    
8. Местное самоуправление
Сущность местного самоуправления в Российской Федерации    
Способы осуществления местного самоуправления    
Полномочия органов местного самоуправления    
9. Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации
Право инициативы о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации    
Органы власти, имеющие право внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации    
Положения Конституции Российской Федерации, пересмотр которых возможен только в случае поддержания членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также принятия решения Конституционного Собрания о разработке проекта новой Конституции Российской Федерации    
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
1.     Общие положения о государственной службе
Понятие государственной службы    
Виды государственной службы  
Виды должностей на государственной службе    
Порядок формирования кадрового резерва на государственной службе    
1. Общие положения о государственной гражданской службе
Определение понятия государственная гражданская служба, виды государственной гражданской службы  
Принципы государственной гражданской службы    
Структура законодательства о государственной гражданской службе    
Различие понятий государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации и государственного гражданского служащего Российской Федерации    
2. Положения о должностях государственной гражданской службы
Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы    
Классификация должностей государственной гражданской службы, нормативные правовые акты, которыми устанавливаются должности государственной гражданской службы    
3. Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего
Определение понятия государственного гражданского служащего    
Основные права и обязанности государственного гражданского служащего    
Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой    
Основные государственные гарантии государственного гражданского служащего    
Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего    
Понятие конфликта интересов на государственной гражданской службе, случаи возникновения, пути предотвращения и урегулирования    
Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о расходах и правовые последствия не предоставления указанных сведений в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений    
4. Поступление на государственную гражданскую службу
Граждане, имеющие право поступления на государственную гражданскую службу    
Порядок поступления на государственную гражданскую службу    
Понятие, стороны, содержание и форма и срок действия служебного контракта    
5. Прохождение государственной гражданской службы
Порядок внесения изменений в служебный контракт    
Порядок оплаты труда государственного гражданского служащего, структура денежного содержания государственного гражданского служащего    
Понятие и прядок проведения аттестации государственных гражданских служащих    
Понятие и порядок присвоения классных чинов государственной гражданской службы, порядок проведения квалификационного экзамена    
6. Служебная дисциплина на государственной гражданской службе
Понятия служебной дисциплины на государственной гражданской службе и служебного распорядка государственного органа    
Понятие и виды дисциплинарных взысканий    
Понятие и порядок проведения служебной проверки    
7. Служебное время и время отдыха
Понятия служебного времени и времени отдыха    
Нормальная продолжительность служебного времени на государственной гражданской службе    
Понятие ненормированного служебного дня, должности государственной гражданской службы, для которых устанавливается ненормированный служебный день, порядок его установления и государственные гарантии государственным гражданским служащим, замещающим указанные должности    
8. Формирование кадрового состава государственной гражданской службы
Понятие, виды и порядок осуществления дополнительного профессионального образования    
Понятие кадрового резерва на государственной гражданской службе, порядок включения государственных гражданских служащих (граждан Российской Федерации) в кадровый резерв, исключения из кадрового резерва, порядок назначения указанных гражданских служащих (граждан Российской Федерации) на вакантную должность    
Понятие и порядок проведения ротации на государственной гражданской службе, должности государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация    
9. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе
Правовая ответственность за нарушение законодательства о государственной гражданской службе    
10. Рассмотрение индивидуальных служебных споров    
Понятие и порядок рассмотрения индивидуального служебного спора    
Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров    
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Понятие коррупции    
Основные принципы противодействия коррупции    
Меры по профилактике коррупции    
Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции    
Обязанность государственных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений    
Ограничения, налагаемые на гражданина Российской Федерации, замещавшего должность государственной службы, при заключении с ним трудового или гражданско-правового договора    
Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения    
Ответственность государственных гражданских служащих за совершение коррупционного правонарушения    
Обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов    

  1. Функциональные квалификационные требования к должностям гражданской службы ГУ «Ингушавтодор»

Функциональные квалификационные требования устанавливаются по направлению деятельности ГУ «Ингушавтодор» с учетом его задач и функций и по категориям и группам должностей и включают следующие виды квалификационных требований:

-требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования, включая дополнительное профессиональное образование;

— требования к содержанию стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки с учетом специальности (направления подготовки) профессионального образования;

— требования к профессиональным знаниям, содержащие требования к знанию законодательства Российской Федерации и иным профессиональным знаниям;

— требования к профессиональным навыкам.

Функциональные квалификационные требования включаются в должностной регламент гражданского служащего.

  1. Специальные квалификационные требования к должностям гражданской службы ГУ «Ингушавтодор»

Специальные квалификационные требования разрабатываются на основе базовых и функциональных квалификационных требований, а также профессиональных и личностных качеств и соответствующих им профессиональных навыков и включаются в профиль должности.

Специальные квалификационные требования в части требований к образованию, профессиональным знаниям, навыкам и профессиональным качествам в соответствии с положениями части 6 статьи 12 и пункта 1 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ включаются в должностной регламент гражданского служащего.

4.1. Общие профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им профессиональные навыки

Профессиональные качества Личностные качества Профессиональные навыки
Укрепление авторитета государственных гражданских служащих честность, открытость, нравственность, порядочность, толерантность, добросовестность, ответственность, обязательность, беспристрастность. Навыки поведения, общения с гражданами и представителями организаций в соответствии с нормами этикета.
Способность учитывать в профессиональной деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические особенности, владение навыками межкультурной коммуникации.
Навыки разрешения конфликтных ситуаций.
Навыки соблюдения этики служебных взаимоотношений.
Межличностное понимание, стиль общения, соответствующий ситуации доброжелательность, толерантность, тактичность, позитивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, самоконтроль, эмпатия. Умение устанавливать открытые, уважительные отношения, основанные на доверии и взаимопонимании.
Способность понять других людей, навык правильного восприятия недосказанных или невыраженных мыслей, опасений.
Понимание эмоционального и вербального содержания речи собеседника, навыки невербального общения.
Умение учитывать этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические особенности поведения и общения, владение навыками межкультурной коммуникации.
Умение адаптировать стиль поведения, общения к ситуации, собеседнику.
Умение поддерживать комфортный морально-психологический климат в коллективе. Умение создать среду, которая способствует разрешению возникшего конфликта, умение минимизировать негативные последствия конфликтной ситуации.
Навык своевременного выявления проблемных ситуаций, приводящих к конфликту.
Умение воспринимать разные точки зрения, позиции и находить общие позиции, которые не вызывают споров.
Умение сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах собеседника.
Ориентация на достижение результата ответственность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, активная жизненная позиция, стрессоустойчивость, организованность, пунктуальность, исполнительность, внимательность к деталям Умение рационально использовать рабочее время.
Умение самостоятельно оценивать и проверять проделанную работу.
Умение быстро справляться с задачами в условиях изменения приоритетов.
Способность выполнить поставленную задачу, исполнить обязательство заранее или к назначенному времени.
Быть доступным в заранее оговоренное время.
Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, при необходимости выполнять работу в короткие сроки.
Умение определять цели, приоритеты.
Умение вовремя отчитываться за достижение результатов.
Умение принимать ответственность за совершенные ошибки.
Умение действовать согласно установленным правилам.
Навык планирования своего рабочего времени.

4.2. Прикладные профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им профессиональные навыки

Профессиональные качества

Личностные качества

Профессиональные навыки

Сбор и анализ информации

Аналитическое, вербальное мышление, системность, методичность мышления, память, концентрация и переключаемость внимания, синтез, абстракция, конкретизация, классификация, обобщение.

 

 

Способность определить проблемы и возможные причины их возникновения.

Умение формулировать вопрос, который отражает состояние несоответствия между фактическим положением дел и желаемым, и ответ на который необходимо найти.

Умение выделять главную и второстепенную информацию.

Способность работать с разными источниками информации (включая расширенный поиск в сети Интернет).

Способность работать с разнородными данными (статистическими, аналитическими).

Способность работать с большим объемом информации, быстро переключаться с анализа одного материала на другой.

Умение объединять разнородную, неструктурированную информацию в группы в соответствии с выделенным параметром (критерием, принципом).

Умение выстраивать сформированные группы в определенной логической последовательности, отражающей существующие между ними связи и отношения.

Умение переводить информацию в единый формат.

Умение разбивать проблему/вопрос различного уровня сложности на составные элементы.

Умение выявлять простые и сложные связи, взаимозависимости между выделенными элементами.

Умение объединить ранее выделенные элементы в единое целое и выявить свойства, присущие явлению в целом.

Владение методикой системного анализа (Системный анализ – это методология решения сложной проблемы путем последовательной декомпозиции её на взаимосвязанные частные подпроблемы).

Владение методикой контент-анализа ( Контент-анализ — это метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах).

Умение толковать исследуемые явления в свете выявленных связей и закономерностей, а также позиций заинтересованных сторон.

Навык анализа множества взаимодействующих факторов, основываясь на неполной и/или противоречивой информации.

По итогам проведения анализа уметь приходить к логическим заключениям, уметь структурировать и конкретизировать суждения, формулировать выводы (в том числе и на основе неполных данных)

Качественная подготовка документов в соответствии с требованиями

внимательность, ответственность, аккуратность, добросовестность, пунктуальность, следование нормам, трудолюбие, склонность к проверке ошибок.

Умение ясно, логично, связанно и последовательно излагать материал без допущения грамматических, орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок.

Владение методами реферирования и аннотирования текстов.

Навык организации подготовки ответов на обращения органов по вопросам компетенции государственного органа (отдела).

Навык изложения предложений по решению выявленной проблемы, формулирования рекомендаций.

Умение своевременно подготовить экспертное заключение, составить проекты информационно-аналитических материалов, публикаций.

Ориентация на обеспечение защиты законных интересов граждан

добросовестность, ответственность, обязательность, честность, неравнодушие, беспристрастность,

Умение в установленные сроки отвечать на письма государственных органов, включая государственный орган, в котором гражданский служащий замещает должность, и иных организаций в соответствии с установленными правилами их оформления. Своевременно и оперативно отвечать на письма, следуя принятым нормам делового этикета.

Навык работы с письмами и обращениями граждан и организаций.

Навык подготовки проектов ответов на обращения, это и есть обращения, организаций.

Навык проведения встреч с населением.

Умение определить нужды граждан и организаций.

Четкое понимание, какие государственные услуги предоставляет государственный орган.

Саморазвитие

открытость новым знаниям, обучаемость, адекватность самооценки, мотивация на развитие, активная жизненная позиция

Навыки выявления индивидуальных сильных и слабых сторон, потребности в развитии, происходящих изменений в целях повышения собственной результативности, результативности гражданских служащих, находящихся в подчинении и показателей результативности работы структурного подразделения в целом.

Навыки выстраивания связи между персональным развитием и целями и задачами, стоящими перед структурным подразделением, и навыки самообучения и усвоения новых знаний.

Передача знаний и опыта (наставничество)

терпение, доброжелательность, позитивность мышления, сотрудничество, открытость, социальная уверенность

Понимать уровень подготовки и осведомленности слушателя (аудитории, коллеги, подчиненного), умение представлять информацию в необходимом объеме и форме.

В случае непонимания уметь давать разъяснения.

Умение просто и доходчиво объяснять сложные темы, способность неоднократно разъяснять сложные вопросы менее опытным сотрудникам.

Умение делиться с членами команды опытом, знаниями и эффективными практиками в процессе выполнения работ.

Убедительность коммуникаций

аналитическое мышление, память, системность, логика, коммуникабельность, уверенность в себе, эрудиция, социальная уверенность

Умение ориентироваться на собеседника / слушателя.

Способность выслушивать мнения людей, не прерывая их.

Умение проверять, правильно ли Вы поняли услышанное (постановка уточняющих вопросов, перефразирование).

Умение использовать разнообразные тактики речевого общения.

Аргументированность речи. Умение убедить, склонить окружающих поддержать какой-либо план, идею.

Работа в команде

коммуникабельность, организованность, целеустремленность, доброжелательность, толерантность, тактичность, стрессоустойчивость

Умение понять цель работы команды, понять роль каждого участника в достижении поставленной цели.

Умение выстраивать честные и справедливые отношения с коллегами, основанные на взаимоуважении.

Способность оказывать поддержку членам команды, стремление взаимодействовать и координировать действия, а не соперничать.

Творческий подход, инновационность

активная жизненная позиция, открытость новому, целеустремленность, позитивность, мотивация на развитие, нестандартность мышления, широта кругозора, эрудиция

Умение вырабатывать нестандартные решения.

Способность предлагать новые идеи, направленные на развитие новых или улучшение существующих процессов, методов, систем, услуг.

Гибкость и изобретательность в поиске решения нестандартных задач; нахождение решения вопроса через нестандартный инструментарий.