Классификация автодорог

Классификация автомобильных дорог Российской Федерации

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации» установлены новые принципы классификации российских автомобильных дорог. В частности, автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются: а) На автомобильные дороги общего пользования, в том числе: -Относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения); -Относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения); -Относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности: -Поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений); -Муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов); -Городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами). -Относящиеся к частной и иным формам собственности. б) На автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд). Главным отличием новой классификации автомобильных дорог от ранее действовавшей классификации является введение еще одного типа дорог общего пользования – автомобильные дороги муниципальных образований (дороги местного значения). Появление этого вида автомобильных дорог предопределено вступившими в действие законодательными актами в сфере разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 544,3 тыс. км, включая 145,2 тыс. км улично-дорожной сети городов (ранее действовавшей классификацией автомобильных дорог к дорогам общего пользования были отнесены только внегородские дороги). Общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения Российской Федерации (то есть дорог, находящихся в государственной собственности) в новой классификации оценивается в 1145 тыс. км. В настоящее время начата работа по формированию трехуровневой государственной системы дорог общего пользования, предусматривающая: -Перераспределение части автомобильных дорог между федеральным, региональным и муниципальным уровнями ответственности согласно новым принципам классификации. В частности, за 2005 год сеть региональных (территориальных) дорог сократилась на 19,6 тыс. км в связи с передачей части дорог в ведение муниципальных образований; -Установление органов, ответственных за состояние и развитие соответствующих автомобильных дорог, установление полномочий по управлению, организации и финансированию работ для каждого уровня дорожной сети; -Определение расходных обязательств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по финансированию дорожного хозяйства с соответствующим распределением доходных источников; -Инвентаризацию дорожной сети общего пользования с учетом положений и критериев новой классификации; -Приведение закрепления автомобильных дорог или их участков, а также иного имущества за органами управления в соответствие с установленными полномочиями; -Приведение форм государственной статистической отчетности по автомобильным дорогам общего пользования в соответствие с принятой структурой дорожной сети, системой управления и финансирования автомобильных дорог общего пользования. При передаче региональных (территориальных) автомобильных дорог в ведение органов местного самоуправления рекомендуется осуществлять приведение в нормативное состояние таких дорог за счет средств субъектов Российской Федерации с привлечением для этих целей в отдельных случаях бюджетов муниципальных образований. Другим существенным отличием новой классификации автомобильных дорог от ранее действовавшей является возможность отнесения к сети дорог общего пользования автомобильных дорог, находящихся в негосударственной собственности. Это создает правовую основу для реализации проектов строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог с привлечением средств частных инвесторов. Протяженность автомобильных дорог необщего пользования (по ранее действовавшей классификации – ведомственные и частные дороги) составляет 270,9 тыс. км и в последние годы постоянно сокращается из-за их разрушения и списания. Значительная часть ведомственных и частных дорог в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии, около четверти из них брошены владельцами из-за отсутствия средств на ремонт и содержание. Наиболее явно эта проблема имеет место в удаленных районах Сибири и Дальнего Востока, где ведомственные дороги нередко являются единственным способом сообщения между удаленными населенными пунктами.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление от 24 декабря 1991 г. N 61 “О КЛАССИФИКАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”  (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 209)

 

В целях реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в отношении автомобильных дорог Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Установить, что автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, классифицируются: а) На автомобильные дороги общего пользования, в том числе: -Относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения); -Относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения); -Относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности: -Поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений); -Муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов); -Городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами); -Относящиеся к частной и иным формам собственности; б) На автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд). 2. Утвердить показатели определения автомобильных дорог общего пользования федерального значения согласно Приложению. 3. Установить, что: -В наименование автомобильной дороги должны входить ее идентификационный номер и, как правило, названия начального и конечного населенных пунктов, а при необходимости и названия основных населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги. Наименование автомобильной дороги в границах населенного пункта состоит, как правило, из ее установленного названия; -Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального до конечного населенного пункта. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси; -За начальную и конечную точки отсчета протяженности автомобильной дороги, как правило, принимаются: -Здание подразделения почтовой связи, органа государственной власти или местного самоуправления, либо иное здание или сооружение, расположенное в центре населенного пункта, – для автомобильной дороги, соединяющей между собой населенные пункты; -Пересечение осей сопрягающихся автомобильных дорог – для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним; -В наименовании автомобильной дороги допускается указывать названия населенных пунктов, а также географических или иных объектов, исторических событий с учетом национальных традиций и особенностей местности. 4. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации. 5. Перечни автомобильных дорог необщего пользования, относящихся к собственности Российской Федерации, утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. 6. Перечень автомобильных дорог, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (имеющих оборонное либо специальное значение), утверждается Правительством Российской Федерации. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Г.БУРБУЛИС